Право лесопользования и его виды.

Лесопользование - использование лесных участков земель лесного фонда и земель иных категорий в соответствии с принципами лесного законодательства.

В качестве лесопользователей в РФ могут выступать: юридические лица, в том числе иностранные; физические лица.

Лесопользование имеет свою специфику в зависимости от того, в лесах какой группы и категории защитности оно осуществляется.

Лесопользование осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.

Виды лесопользования

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

4. Побочное лесное пользование разделяется:

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

– закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.

5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.

6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правовая охрана лесов.

Лес является комплексным объектом экологических систем, объединяющихся в одно целое. Достаточно сказать, что он включает в себя растительный и животный мир, земельные, водные ресурсы. В последние годы мы не уделяем внимания взаимосвязи леса и атмосферного воздуха. К сожалению, указанные отношения не учитываются и не изучаются в экологическом праве.

С экономической точки зрения лес выполняет функции удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения. Велико значение леса в жизни человека в качестве оздоровительного ресурса. Говоря о роли лесов, необходимо отметить, что в мире почти половина первоначального покрытия уже расчищена. Ежегодно сводится 62000 квадратных километров лесов, и, вероятно, 155400 квадратных километров подвергаются деградации. Через 50 лет мало, что останется от этих лесов. Вместе с тем следует отметить, что треть населения Земли не имеет достаточно топлива для удовлетворения основных потребностей, и многие вынуждены вырубать деревья, причем скорость этого процесса превышает скорость их возобновления.

Истощение, уничтожение лесов неблагоприятно сказывается на состоянии климата планеты, ее кислородных запасов, жизнедеятельности животных сообществ, влечет за собой обмеление и исчезновение рек, усиливает водную и ветровую эрозию почв, способствует вымиранию отдельных видов растений и животных, что нарушает взаимодействие естественных экосистем, причиняет вред человеку и обществу. Все это в совокупности повышает актуальность задач по охране лесных ресурсов от истощения, загрязнения.

Леса в Российской Федерации размещены неравномерно. Примерно 78% лесной площади находится в районах Сибири и Дальнего Востока, где проживает 14% населения. На Европейской части России, Урала сосредоточено 22% леса, а проживает 80% населения страны.1 Все леса России, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд государства. Правовая охрана лесов в России осуществляется путем издания и применения правовых норм, регулирующих охранительные мероприятия, направленные на защиту лесов от истощения и загрязнения, организации рационального использования и воспроизводства лесов, повышение их средозащитности в целях культурно-оздоровительных потребностей населения и экономики страны. Законодательство, регулирующее охрану лесных ресурсов в настоящее время состоит из Лесного кодекса РФ и других федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также законов и нормативных актов субъектов РФ, государственных органов управления лесным хозяйством, которые вправе издавать акты, содержащие нормы лесного права в случаях и пределах, установленных законодательством РФ. Предметом правовой охраны лесов в России являются лесные охранительные отношения.

Субъектом этих отношений выступают юридические и физические лица, органы специальной компетенции в области управления природными ресурсами. Содержание данных отношений включает права и обязанности их участников в проведении мероприятий по охране лесов, выполнению норм лесного законодательства, возмещению причиненного вреда лесу.

Объектом правовой охраны лесов являются отношения, регулирующие состояние древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях лесных участков, а также заповедников в лесопарковых зонах городов. В новом Лесном кодексе не дается определение лесного фонда. Хотя в Лесном кодексе 1997г. была дана подробная характеристика объектов лесных отношений, а стало быть, и объектов охраны лесов. Объектом этих отношений являлся весь лесной фонд, в который входили леса первой, второй и третьей групп. Исходя из содержания статей 6 и 7 Лесного кодекса РФ, можно предположить, что существуют земли лесного фонда, а это значит, что законодатель решил вопросы лесных отношений на основе земельного законодательства.

Согласно ст.101 ЗК РФ земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ее, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др., а также для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.), являются объектами лесных отношений. Вместе с тем, в качестве использования, охраны, защиты, воспроизводство лесов, лесничества и лесопарков, расположенные на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) поселений и безопасности, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемые природные территории, на которых расположены леса, все они являются объектами правовой охраны лесов находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположены на землях лесного фонда, по своему целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса. Леса, расположены на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Таким образом, произошла подмена раннее существовавшим трём группам лесов (Лесной кодекс 1997 г.). Лесной кодекс РФ 2006г. определил следующие категории защитности лесов:

1. Леса, расположены на особо охраняемых природных территориях. К таковым относятся леса, закреплённые в ст. 102 Лесного кодекса РФ. Это такие объекты природы, как леса государственных заповедников, леса национальных парков, леса природных парков, заповедные лесные участки.

2. Леса, расположенные в водоохранных зонах. Это запретные полосы лесов по берегам рек, озёр, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, запрещающие нерестилища ценных промысловых рыб.

3. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Следует отметить, что в старом законодательстве указанные объекты природы относились к лесам первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации также подлежат правовой охране как земли общего пользования. В эту же группу защитности лесов включаются зелёные зоны, лесопарки, зоны поселений и хозяйственных объектов, городские леса.

Далее, к лесам защитности относятся леса расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной), охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Эти леса были закреплены в Лесном кодексе РФ 1997г.

Определяя государственные защитные лесные полосы, законодатель называет их «Ценные леса». Название в принципе не изменилось, как это было в старом законодательстве, в котором они назывались государственные защитные лесные полосы.

В эту же категорию защитности лесов включаются: противоэрозийные леса, леса расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды, включая притундровые леса.

Вместе с тем, остались без изменения в законодательстве леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры.

Как видно, леса выполняющие функции защиты отдельных объектов природы обобщаются в группу защитных лесов. Следует отметить, что новеллой в лесном законодательстве является введение в перечень защитности лесов – городские леса. Это существенное дополнение нового законодательства в области охраны и защиты лесных объектов. В прежнем законодательстве городские леса делению на группы не подлежали, поскольку к землям лесного фонда они никакого отношения не имели.

Известно, что категории защитности устанавливались только для лесов первой группы. В свою очередь защитные участки лесов подразделяются на защитные как таковые, эксплутационные и резервные леса.

Задачи по охране, защите, воспроизводству и неистощительности лесов выполняют органы общей и специальной компетенции.

Для правовой охраны лесов важную роль играет право пользование лесными участками. Право пользование лесами может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Современное законодательство закрепляет основные положения для возникновения права лесопользования физическими и юридическими лицами. Такими основаниями являются договоры купли-продажи лесных насаждений, договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и т.д. По-прежнему заготовка древесины является основным видом использования лесов для получения доходов и прибыли (ст. 29 ЛК РФ). Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов является самостоятельным видом использование лесов, связанной в основном с предпринимательской деятельностью. Эта деятельность может быть сопряжена с изъятием, хранением и вывозом лесных ресурсов из леса.

Что касается заготовки и сборов недревестных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд, то она предусмотрена ст.33 ЛК РФ.

К недревесным лесным ресурсам законодатель относит: заготовку и сбор пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для Новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы (п.2 ст.32 ЛК РФ). Как видно, из содержания ст.32 ЛК РФ понятие побочного лесопользования отсутствует. Вместе с тем, побочное лесопользование разделили на отдельные виды пользования лесом – заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение сельского хозяйства (сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек); выделили также из побочного пользования такие виды как сбор мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша – включая такой вид использования леса как заготовка и сбор недревесных второстепенных лесных ресурсов. Из содержания статей вытекает, что перечень видов использования леса при заготовке второстепенных лесных ресурсов круг его заметно расширился.


4188034030414890.html
4188093989826646.html
    PR.RU™